Елена Викторовна Сидорова - доцент (2007), кандидат искусствоведения (2006), Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2005).
Выпускница академии по специальности "музыковедение" (кл. проф. Ф.Г. Арзаманова), Е.В.Сидорова всю свою трудовую деятельность посвятила академии, проработав более 30 лет (1975 - 2007) руководителем Учебного отдела, совмещая административную работу с педагогической деятельностью.
Закончив аспирантуру РАМ им. Гнесиных, подготовила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения "Принципы претворения протестантского хорала в духовных кантатах И.С.Баха" (под руководством проф. Э.П. Федосовой). Защита диссертации состоялась в г. Ростов-на-Дону в декабре 2006 года.
Е.В.Сидорова более 40 лет ведет авторские курсы "Полифонии", "Музыкальной формы", "Анализа музыкальных произведений" на исполнительских факультетах академии. Е.В. Сидоровой разработаны оригинальные методики ведения теоретических курсов, разнообразные тренировочные программы, наглядные пособия. Среди форм работы на занятиях, кроме лекций, семинаров, консультаций широко практикуется написание рефератов, проведение учебно-практических конференций. Творческие задания включают в себя анализ и сочинение композиций, а также задания, содержащие основы научно-исследовательской работы. Активно поддерживается переписка со студентами по электронной почте.
Педагогический опыт обобщен в учебно-методических работах:
1. Полифония. Техника полифонического письма и полифонические формы: Учебное пособие по курсу "Анализ музыкальных произведений" (раздел "Полифония"): В 5-ти частях. М., РАМ им. Гнесиных, 2004. ISBN 5-8269-0074-1. Объем 65 п/л. Решением Президиума Совета Учебно-методического объединения высшего профессионального образования в области музыкального искусства от 01 декабря 2005 года присвоен гриф: Рекомендовано в качестве учебного пособия для высших учебных заведений по специальности 070101 "Инструментальное исполнительство".
2. Хорал и хоральная обработка в творчестве И.С. Баха: Лекция по курсу "Анализ музыкальных произведений". М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. 64 с. ISBN 5-8269-0119-5. (4 п/л).
3. Вокально-хоровые циклические формы: Конспект-лекция по курсу "Анализ музыкальных произведений". М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. 40 с. (электронная версия).
4. Практическое руководство к написанию 3 (2)-голосной Фуги. Методическая разработка. - М., 2021. 2 с.: схемы, комментарии.
5. Практическое руководство к написанию фугированных форм: 3-голосное Фугато; 2-голосная Фугетта. Методическая разработка. - М., 2022. 2 с.: схемы, комментарии.
6. Практическое руководство к написанию 2 (3)-голосной Инвенции. Методическая разработка. - М., 2023. 2 с.: схемы, комментарии.
В 2001 году Е.В. Сидорова приняла участие в Федеральной целевой программе "Культура России (2001-2005 гг)": ею выполнена разработка и публикация учебных планов заочного обучения подготовки специалистов по десяти специальностям.
Широк круг интересов Е.В. Сидоровой в области музыковедения. По материалам диссертации ведется работа над монографией "Протестантский хорал в духовных кантатах И.С. Баха". Научные изыскания Елены Викторовны реализовались в опубликованных работах, статьях, лекциях, в выступлениях на симпозиумах, научных конференциях.
Под руководством Е.В. Сидоровой студентками дирижерско-хорового факультета Лутовиновой О.А. (2011) и Брытко Т.В. (2012) подготовлены статьи для международного конкурса студенческих научных работ. Работы отмечены дипломами, статьи опубликованы.
С 2015 года Сидорова Е.В. осуществляет руководство работой по подготовке магистерских диссертаций. В период с 2017 по 2022 годы были подготовлены и успешно защищены (с оценкой отлично) 17 диссертаций. Тематика работ затрагивает широкий круг проблем истории, стилистики, исполнительской интерпретации произведений зарубежных и отечественных композиторов разных эпох, от барокко до современности.
За долголетний, добросовестный труд Е.В. Сидорова награждена Правительством г. Москвы медалью "Ветеран труда" (1991).
За многолетний и плодотворный труд, за заслуги в области сохранения и развития культуры и искусства награждена Министерством культуры Российской Федерации почетным знаком "За достижения в культуре" (2003).
За заслуги в производственной, педагогической и научно-методической работе Указом Президента Российской Федерации № 1490 от 20.12.2005 г. Е.В. Сидоровой присвоено почетной звание "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации".
Публикации научных работ Е.В. Сидоровой
1. Работа С.И.Танеева над фугами из "Хорошо темперированного клавира" И.С.Баха // Полифоническая музыка. Вопросы анализа: Сб. статей ГМПИ им.Гнесиных. - М., 1984. - С. 116-137. (1,0 п/л). Статья.
2. Об историческом подходе в методике исследования музыки // Тезисы докладов научно-теоретической конференции "Проблемы историзма и современные методы исследования в искусствознании и музыкознании". Горький: Гос.консерватория им. М.И.Глинки, 1986. - С. 139-141. Тезисы доклада.
3. Танеевский метод анализа модуляционного развития и возможности его применения // Методология теоретического музыкознания. Анализ, критика: Сб. трудов ГМПИ им.Гнесиных. Вып 90. - М., 1987. - С. 62-83. (1,0 п/л). Статья.
4. Хорал "Wer nur den lieben Gott lasst walten" в творческом наследии И.С.Баха: Исследовательский очерк. - М.: РАМ им.Гнесиных, 2004. - 100 с. (6 п/л). //
https://www.piano.ru/scores/sidorova/sidorova-wernur.pdf
5. Органные прелюдии И.С.Баха на тему хорала "Wer nur den lieben Gott lasst walten" // Процессы музыкального творчества. Вып. 8. Сб. тр. № 166 / РАМ им.Гнесиных. М., 2005. - С. 74 - 93 (0,75 п/л). Статья.
6. Хорал и хоральная обработка в творчестве И.С. Баха: Лекция по курсу "Анализ музыкальных произведений". М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. 64 с. ISBN 5-8269-0119-5. (4 п/л). //
https://www.piano.ru/scores/sidorova/sidorova-choral.pdf
7. Семантика хоральной обработки в духовных кантатах И.С.Баха // Семантика музыкального языка. Материалы научной конференции 29 -31 марта 2005 года. Вып. 3 / РАМ им.Гнесиных. - М., 2006. - С. 244 - 254. (0,5 п/л). Доклад. Статья.
8. Хорал, вдохновивший И.С.Баха // Музыковедение (Приложение к журналу "Музыка и время"). - 2006, № 5. - С. 9 - 17 (0,25 п/л). Статья.
9. Теологический аспект духовных кантат И.С.Баха // Христианские образы в искусстве. Сб. трудов № 170 / РАМ им.Гнесиных. - М., 2007. Выпуск первый. - С. 199 - 210 (0,5 п/л). Доклад. Статья.
10. Катехизическая функция хорала в духовных кантатах И.С.Баха // Христианские образы в искусстве. Сб. трудов № 171 / РАМ им.Гнесиных. - М., 2008. Выпуск второй. - С. 20 - 32 (0,5 п/л). Доклад. Статья.
11. Художественное претворение протестантского хорала в духовных кантатах И.С.Баха // Сборник статей по материалам научной конференции "Проблемы художественной интерпретации" 27-28 ноября 2007 года. Вып.1. - М.: РАМ им.Гнесиных, 2010. - С. 116 - 126. (0,5 п/л). Доклад. Статья.
12. "Совершенная форма" цикла в духовных кантатах И.С.Баха // Проблемы художественной интерпретации: Материалы Всероссийской научной конференции 9 - 10 апреля 2009 года / РАМ им.Гнесиных. - М., 2010 года. - Сб. ст. Вып. 2. - С. 282 - 298. (0,5 п/л). Доклад. Статья. //
https://www.piano.ru/scores/sidorova/sidorova-forma.pdf
13. "Вечность" в музыкальном пространстве духовных кантат И.С.Баха // Христианские образы в искусстве: Сб. тр. 181. Выпуск 3. Материалы Всероссийской научной конференции 20 - 21 апреля 2010 года / РАМ им.Гнесиных. - М., 2011 года. - С. 129 - 145. (0,75 п/л). Доклад. Статья. //
https://www.piano.ru/scores/sidorova/sidorova-vech.pdf
14. К вопросу о типологии духовных кантат И.С.Баха // И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, А.Скарлатти: проблемы изучения творческого наследия: Сб. статей по материалам научной конференции 20-21 октября 2010 года / РАМ им.Гнесиных. - М., 2011. - С. 90 - 97. (0,25 п/л). Доклад. Статья.
15. Библейская поэма о любви в цикле Д.Палестрины "Canticum Canticorum". - Internet-конференция "Музыкальная наука на постсоветском пространстве", РАМ им.Гнесиных, декабрь 2010 - апрель 2011. (0,5 п/л) Статья.
16. К вопросу о художественной интерпретации протестантского хорала в музыке И.С.Баха // Органное искусство. Вып.2: Избранные материалы конференций "Гнесинские органные чтения" / РАМ им.Гнесиных. - М., 2012. - С. 30 - 39. Статья.
17. Библейская Книга "Песни Песней Соломона" в цикле Д.Палестрины "Canticum Canticorum" // Христианские образы в искусстве: Сб. тр. 183. Выпуск 4. Материалы Всероссийской научной конференции 20 - 21 апреля 2010 года / РАМ им.Гнесиных. - М., 2012 года. - С. 124 - 135. / (0,5 п/л). Доклад. Статья.
18. Проблемы циклической формы: Дж.П да Палестрина, И.С.Бах, А.Г.Шнитке" // Музыкознание в XXI веке. Россия - Германия: диалоги и параллели: Сб. статей. - М.: РАМ им.Гнесиных, 2014. С. 101 - 114. Статья.
19. Хронограф духовных кантат И.С. Баха. Пояснительная записка к Хронографу / Приложение № 1 к монографии "Протестантский хорал в духовных кантатах И.С. Баха". Электронная версия. //
https://www.piano.ru/scores/sidorova/sidorova-chr-bach.pdf
20. Шуберт Ф. Вокальный цикл "Зимний путь": композиционные особенности крупной и малых форм. - IV международная Internet-конференция "Музыкальная наука на постсоветском пространстве", РАМ им.Гнесиных, ноябрь 2016 (1,5 п/л) Статья. //
https://www.piano.ru/scores/sidorova/sidorova-zp.pdf
21. Хоральная обработка - историческая ретроспектива метода и жанра / Журнал "Современные проблемы музыкознания", декабрь 2017. (0,5 п/л). Статья. //
http://www.piano.ru/scores/sidorova/sidorova-ho.pdf
22. Особенности циклической формы в камерно-вокальной музыке Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана. (март 2018). Статья. //
https://www.piano.ru/scores/sidorova/sidorova-vc.pdf
23. Принципы формообразования в камерно-вокальных циклах Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана // Музыковедение (Приложение к журналу "Музыка и время").
2018, № 12. - С. 3 - 10. (0,25 п/л). Статья.
24. Шедевр на заказ. Поздние струнные квартеты Л. Бетховена // Тезисы доклада на 3-й международной научной конференции "Музыкальная композиция: от интенции к опусу". М.: РАМ имени Гнесиных, 9 - 11 апреля 2019. С. 43. Тезисы доклада.
25. Шедевр на заказ. Поздние струнные квартеты Л. Бетховена // Современные проблемы музыкознания, РАМ им. Гнесиных, 2020-1. С. 45 - 88. (2,0 п/л) Статья. //
http://www.piano.ru/scores/sidorova/sidorova-kb.pdf
26. О выразительных возможностях стреттной имитации // Программа 4-й международной конференции "Музыкальная композиция: исторические метаморфозы. М.: РАМ имени Гнесиных, 13 - 15 апреля 2021. С. 12. Тезисы доклада.
27. О художественной выразительности стреттной имитации. (1,0 п/л). Конспект-лекция. //
http://www.piano.ru/scores/sidorova/sidorova-hv.pdf
28. Людовик ван Бетховен: "движение мысли" в звуках. Тезисы доклада // Материалы V Международной научной конференции
"Техника музыкальной композиции. Музыкальная композиция: нарратив vs архитектоника", 18-20 апреля 2023 г. / Под ред. А.В. Клеповой,
Д.А. Нагиной, Н.В. Пилипенко, И.П. Сусидко. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2023. - С. 93-94. //
https://gnesin-academy.ru/wp-content/documents/nauka/sbornik_tezisov.pdf
29. Хоровой цикл мотетов "Сanticum Canticorum" ("Песнь песней") Д. Палестрины. Конспект-лекция. (1,0 п/л). //
http://www.piano.ru/scores/sidorova/sidorova-cant.pdf
30. Практическое руководство к написанию 3 (2)-голосной Фуги. Методическая разработка. - М., 2021. 2 с.: схемы, комментарии. //
http://www.piano.ru/scores/sidorova/sidorova-polif-1.pdf
31. Практическое руководство к написанию фугированных форм: 3-голосное Фугато; 2-голосная Фугетта. Методическая разработка. - М., 2022. 2 с.: схемы, комментарии. //
http://www.piano.ru/scores/sidorova/sidorova-polif-2.pdf
32. Практическое руководство к написанию 2 (3)-голосной Инвенции. Методическая разработка. - М., 2024. 2 с.: схемы, комментарии. //
http://www.piano.ru/scores/sidorova/sidorova-polif-3.pdf
33. Л.В. Бетховен: повествование и «движение мысли» в звуках. - М., 2024. 12 с. Статья. //
http://www.piano.ru/scores/sidorova/sidorova-bpd.pdf
Публикации научных работ студентов и соискателей,
выполненных под руководством Е.В.Сидоровой
1. Лутовинова О.А. (соиск.) Принципы драматургии оратории Виктора Ульянича "Пророк" // Хоровое исполнительство. Сб. трудов 182 / РАМ им.Гнесиных. - М., 2011. - С. 118 - 147. Статья.
2. Лутовинова О.А. (соиск.) Хоровой Концерт А.Г.Шнитке: проблемы композиции // Гнесинская научная школа - XXI век: Сб. трудов 186 (4). - М.: РАМ им.Гнесиных, 2014. - С. 128 - 152. Статья.
3. Брытко Т. (студ.) Принципы работы с cantus firmus в эпоху Возрождения // Музыка в современном мире: культура, искусство, образование. Материалы Международных научных конференций студентов 2012 и 2013 годов / РАМ им.Гнесиных. - М., 2014. - С. 184 - 195. Статья.
Все материалы Е.В.Сидоровой размещены на сайте www.piano.ru
с ее письменного разрешения.
Email Е.В.Сидоровой
По всем вопросам обращаться
по этому адресу